Украинский центр Интернет-рекламы "ECHO"

30 июня 2001 года
Без поддержки Одесской облорганизации Национального союза журналистов Украины, Одесской облгосадминистрации, Одесского облсовета, Одесского горсовета, Комитета информации облгосадминистрации

Куда идет Одесса?

Владимир КУРЕННОЙ
газета "Юг"

       Одесские заметки накануне выборов

       Завершается четырехлетний цикл для одесского мэра и его команды. Через каких-то десять месяцев одесситы пойдут на избирательные участки выбирать себе новую власть. И хотя время подведения итогов еще не наступило, думающий избиратель уже сегодня начинает анализировать, подвергает сомнению каждое сказанное властью слово, оценивает каждое действие * а не является ли тот или иной шаг всего лишь предвыборным трюком, заманиванием доверчивого электората?
       Судя по тому, что сегодня вещают одесские телекомпании, как они начали расхваливать действующую власть, как "неожиданно" в эфире появились приемы городского головы граждан города - все это показатель начала избирательной гонки кандидатов на пост мэра. Как минимум одного из них - мэра действующего.
       Наша газета еще не раз затронет тему городских выборов, будет анализировать предвыборные обещания и сегодняшние реалии. Мы обещаем читателям объективно сообщать факты и постараемся давать не слишком навязчивые комментарии. Постараемся "просветить" всех потенциальных кандидатов в мэры. Выбирать "кота в мешке" - рискованная вещь. Выбор городского головы - важный и ответственный шаг, от которого будет зависеть жизнь миллионного города следующие четыре года, жизнь его сложного хозяйства, работа городских служб, реализация наших с вами чаяний и надежд. Вот почему к этому выбору желательно подходить ответственно и осознанно.
       На сегодняшний день наша задача упрощена тем, что публично о своем желании баллотироваться заявили два кандидата. Руслан Боделан - действующий голова, и бывший мэр города, народный депутат Эдуард Гурвиц. Последний, однако, о своем выдвижении прямо не сказал, но и не возразил корреспонденту радио "Свобода" Игорю Столярову. Таким образом, если Гурвиц - "почти" кандидат, то Боделан, представитель действующей власти, - кандидат стопроцентный. А с действующей власти, как известно, спрос особый. С одной стороны, Р.Боделану придется тяжелее, чем другим. Кандидаты, желающие заполучить городскую власть и ответственность за город, говорят о своих программах, методах работы, стиле руководства, кадровой политике несколько гипотетически. На практике их слова будут (если изберут) проверены позднее. Представитель действующей власти, что бы он ни говорил, не сможет "парить в небесах", так как прошедшие четыре года город имел возможность не только слышать слова, но и наблюдать конкретные дела. А последние, как известно, не всегда совпадают с первыми. С другой стороны, не забудем про пресловутый "админресурс", который всегда к услугам власти. Его усердное применение в Украине уже не раз приводило даже к международным скандалам. И что-то не верится, что власть не поддастся на соблазн помочь самой себе не совсем законными методами.
       Избирательная кампания 1998 года - позорная страница в одесской истории. Не будем вспоминать хронику тех дней, но и забывать криминально-кровавые "технологии" тоже опасно. Ведь если забудем, все может повториться. Можно только надеяться, что кампания 2002 года будет более цивилизованной и демократичной, что стороны не станут использовать недозволенные приемы, "удары ниже пояса" и откровенно преступные и уголовные "аргументы". Хочется верить, что этого не допустит и киевская власть, парламент, судебная система. Понимаю, с какой иронией многие прочитают эти строки. Но жизнь не стоит на месте. Власть должна понять, что методы 1998 года, может, и помогают захватить кресло, но саму власть эти методы ослабляют, делают ее беззащитной перед применением еще более коварных и незаконных приемов, но уже со стороны более сильного. Кроме того, власть теряет общественную легитимность, приобретает черты временной. Никому от этого лучше не будет: ни власти, ни избирателям.
       0днако вернемся из прошлого в будущее. Руслан Боделан не нуждается в представлении одесситам. Десятки лет он в руководящей обойме региона. Люди по-разному оценивают его работу: от резко негативных оценок до положительных. Осмелюсь высказать собственное субъективное мнение: звезд с неба нынешний мэр никогда не хватал, хотя и провалов не допускал, не считая, разумеется, предвыборной кампании марта 1998 года.
       Анализ выполнения предвыборных обещаний, которые щедро раздавал Р.Боделан и другие кандидаты, еще впереди. Надеюсь, что это будет объективный анализ во всех одесских СМИ. Нельзя не заметить, что кое-что у горисполкома получалось. Но налицо и явные прорехи, ошибки, сомнительные решения, за которые тоже придется держать ответ перед одесситами.
       Самое слабое место нынешней власти как раз ее нелегитимность. Нет, пока действует решение кировоградского судьи Яковлева, в юридическом смысле у власти все в порядке. Но есть еще такое понятие, как легитимность общественная. Как объяснишь большинству одесситов, проголосовавших за одного кандидата, почему на посту мэра сидит другой? Слишком много вопросов к демократичности кировоградского вердикта и последующих событий.
       Возможно, именно эта неуверенность не позволила городскому исполкому решить основной вопрос для любой экономической и управленческой команды: определиться, что они хотят делать и что хотят получить на выходе? У нынешней мэрии отсутствует четкая программа действий, нет ясности с концепцией развития города.
       Действительно, какой должна быть Одесса? Крупным промышленным центром или городом-курортом? Банковской, финансовой, торговой и туристической Меккой или транзитной переправой, центром перевалки всех подряд грузов, включая экологически опасные? Что важнее для Одессы и одесситов: бросить все силы на спасение машиностроительных предприятий или создать "рай" для малого и среднего бизнеса, что может дать тысячи новых рабочих мест? Какой, наконец, должна быть бюджетная сфера Одессы - образование, здравоохранение, культура? Что нужно финансировать, а что нам не по карману, как дальше развивать систему здравоохранения и образования. Подобных дискуссий просто не ведется. И власть в них не заинтересована. Не потому, что всё определено, а потому, что власть латает на ходу образующиеся дыры, а осмысления, что именно оптимально для нашего города, как не было, так и нет. Нынешняя администрация не отказывается от всех направлений сразу: предлагают построить газоперевалочный комплекс - мы "за", строим отель европейского класса на историческом месте - пожалуйста, реконструируем аэропорт за, как выясняется, арабские деньги - нет проблем. Все это хорошо, но, может, нам лучше еще пять гостиниц построить и инфраструктуру для платежеспособных туристов создать? Или, может, к черту туристов - давайте построим пару-тройку химических предприятий, займемся переработкой газа или химического сырья.
       У города нет программы развития. Мы не знаем, какой будет Одесса через 10-15 или 25 лет. Речь не идет о плане пятилетки. Только лишь о том, куда ведут город ее "отцы", к какому состоянию?
       На выборах мэра Филадельфии велась ожесточенная дискуссия: будет ли через пять лет филадельфийский порт приносить достаточные доходы в казну, будет ли город сохранять портовую, морскую специфику или лучше развивать технопарки и промышленные зоны, так как у местного порта много конкурентов. Я уже не говорю о спорах по поводу желания мэра выкупить порт из частных рук в муниципальную собственность. У нас об этом никто не говорит. На выборах обсуждают дома кандидатов, полощут их "грязное белье", но ни слова по делу! Вот и получается, что избиратель ведется на дешевые приманки, которые потом лопаются, как мыльные пузыри.
       У нас в порту создана СЭЗ. А как она работает? Какой прок Одессе от ее присутствия? Как городская власть контролирует работу СЭЗ, да и порта в целом? Общество не знает ответы на эти вопросы. Профессионалы молчат. Пресса не интересуется. А вот некоторые специалисты из Киева утверждают, что украинские СЭЗ никакой пользы экономике не принесли и вряд ли принесут в будущем, что эти СЭЗ выполняют роль "черного хода", через который вывозится и ввозится нечто, не облагаемое налогами. Может быть, киевские специалисты завидуют Одессе? Может быть. Одесситы сами толком не знают, зачем и как работает СЭЗ в порту.
       Нет программы развития - нет научно обоснованной модели управления городом. Советская власть немного подретушировалась, но суть не изменила. Территориальная громада, то есть одесситы, как стояли вдалеке от принятия городских решений - так там и стоят. Попытки отдельных депутатов создать правовые механизмы реализации задекларированного местного самоуправления на уровне гражданских инициатив встретили сопротивление власти. Не хочет она делиться полномочиями с избирателем.
       Структура управления Одессой далека от идеала. А разве можно создать оптимальную структуру, не зная для чего она создается, не имея программы развития города? Вот и имеем мы N-нное количество больниц, на содержание которых не хватает денег, и такое же количество школ с тем же уровнем финансового обеспечения. Управляются эти сферы по старинке * через соответствующие управления, которые курируются одним из вице-мэров. Все говорим, что социальная сфера - наш приоритет, но ею почему-то занимается далеко не первый заместитель мэра.
       Не будем вспоминать про сомнительные обещания дешевого хлеба и списания коммунальной задолженности. Их нереальность была понятна в момент оглашения, и только самые наивные, каких среди избирателей оказалось немало, приняли щедрые посулы за чистую монету. На выборах принято обещать, и зрелость электората проявляется именно способностью отличить проекты от прожектов. А прожектов и без дешевого хлеба было немало. Чем завершился эксперимент с некими электронными карточками для приобретения хлебобулочных изделий малоимущими слоями населения? Куда подевалась разрекламированная система муниципальной розничной торговли товарами отечественного производства, на поверку оказавшаяся банальной коммерческой структурой? Почему снизились реальные поступления в казну от городских рынков? Где обещанные ремонты внутриквартальных проездов? Сколько еще нужно поменять директоров "Привоза", чтобы там навести порядок и заставить предприятие перечислять свою прибыль в бюджет? Где обещанные инвестиционные проекты? Когда на месте выделенного ЗАО "Черноморец" земельного участка на Пантелеймоновской улице начнется стройка торгового комплекса (а начаться она должна была уже давно!)? Где поступления в бюджет от роста промышленного производства в городе, который почему-то приписывается городским властям? По какому принципу власть бесплатно выделяет земельные участки на Фонтане?
       Подобных неприятных для городской администрации вопросов можно задать еще много. Наверняка найдутся люди, которые смогут сформулировать логичные ответы. Хотелось бы послушать.
       Кстати, о людях. Большинство городских политических наблюдателей отмечают, что ахиллесовой пятой нынешнего головы является кадровая политика. Достаточно скромный профессиональный уровень управленцев горисполкома компенсируется разве что невысокой активностью на своих постах. Происходит эффект принципа "не навреди". Многие городские чиновники просто ничего не делают, и это уже хорошо, так как последствия могли бы быть и хуже. Это, разумеется, касается не всех, кто работает на Думской площади. Но процент профнепригодных, по мнению многих, даже сторонников нынешнего мэра, очень велик.
       Нужно сказать, что Р.Боделан, видимо, осознает, что положение с кадрами аховое. Возможно, и этим тоже можно объяснить имевшую место кадровую "генеральную уборку", когда своих постов лишились первый заместитель головы Валерий Пятов, заместитель по финансам Алексей Косьмин (однако у этого увольнения, скорее, не профессиональная природа) и целый ряд других высокопоставленных чиновников. Перестановки в райадминистрациях и управлениях продолжаются и сегодня. Голова ведет поиск оптимального состава своей команды либо подбирает "выборщиков" - опытных чиновников, способных управлять избирательным процессом.
       Яркий пример кадрового голода нынешней мэрии - история с руководителями коммунального рынка "Привоз". Демидов, Гончаров, Мазур, Либерман - четыре директора за три с лишним года! Складывается впечатление, что "Привоз" заколдован, ведь на других рынках города руководители за это время практически те же. Но результаты работы рынка от этого не меняются. Так, может, не директора менять, а систему управления или форму собственности?
       Городской бюджет-2001 принят с дефицитом. Городское самоуправление страдает от ущемления своих законных прав со стороны государства. Но разве городская власть боролась за свои права? Поговаривают, что Р.Боделан не силен в публичной политике, но в подковерной игре ему равных нет. Почему же не было проявлены чудеса аппаратных договоренностей, чтобы обеспечить Одессу финансовыми поступлениями в минимально достаточном объеме?
       За множеством поставленных проблем не видно единого подхода городской власти к их решению. Нет стратегии развития города, а значит, городские "пожарные" из горисполкома собираются и дальше тушить повсеместно возникающие "пожары". Вот только воды может не хватить, то бишь ресурсов.
       Во многом в сложившейся ситуации виновен нынешний депутатский корпус. Избран он был "под" другого мэра, но с успехом привык к Белоблоцкому, а потом на ура принял и Боделана. Всеядность депутатов объясняется их политической неструктурированностью: по одиночке депутаты потихоньку решают какие-то частные вопросы, побаиваясь возражать исполнительной власти. Да и как иначе, когда львиная доля депутатского корпуса - это беспартийные чиновники горисполкома и его подразделений. Горсовет призван контролировать действия исполнительной власти, а выходит, что депутаты-совместители контролируют сами себя. Впрочем подобная ситуация была и в городском совете 22-го созыва. Кардинально картина не изменилась.
       Нужно отдать должное Р.Боделану - от многих прогрессивных и полезных начинаний своего предшественника он не только не отказался, но и продолжил их реализацию. Не важно, что исполнение оказалось не ахти какое. Важно, что реализм оказался сильнее политических или личностных амбиций.
       В то же время нынешняя власть оказалась не способной продолжить некую системную политику хоть в какой-то сфере. К примеру, команда Э.Гурвица первостепенное внимание уделяла ремонту дорожного полотна. Одесситы это видели. Никакие цифры использованного асфальта не заставят их поверить, что нынешний горисполком серьезно занимается городскими дорогами. Качество дорог и транспортные развязки - это уже приоритет. А какой приоритет сейчас?
       В городе затеяно возрождение православного храма. Прекрасная идея, храм, безусловно, украсит Одессу и порадует глаз не только православного верующего, но и протестанта, католика, иудея. Вместе с тем городская власть не имеет морального права в нынешних экономических условиях строить храм собственными силами, отвлекать средства на эту затею. Мне возразят: а бюджетные деньги на это не тратятся. Наверняка это правда. Но правда и то, что средства на возрождение храма собираются с привлечением административного ресурса горисполкома: предпринимателей "просят" перечислять "пожертвования" на строительство храма. Я противник "доения" отечественного бизнеса, но если без него не обойтись, то честнее собранные деньги все-таки направлять на "горящие" цели. Всем известно критическое положение в одесских детских домах, крайне скудное финансирование здравоохранения приводит к тому, что пожилые люди, пенсионеры, ветераны не могут получить полноценное лечение в больницах, так как лекарств там нет, а у стариков нет денег. Богоугодных дел еще много в Одессе. Что до строительства храма, то его было бы справедливо строить за счет именно ДОБРОВОЛЬНЫХ пожертвований граждан и организаций.
       Как много в свое время пресса, поддерживавшая Р.Боделана, писала о бессмысленных тратах горисполкома времен Гурвица на международные поездки по миру, на автотранспорт, мобильные телефоны, на бюрократический аппарат. Власть поменялась, а что изменилось?
       Поездок стало явно больше, многие из них вовсе таинственные. Машин меньше не стало, иномарки все так же в чести у чиновника, "мобилок" тоже хватает, аппарат реально не сократился.
       Динамично проходит приватизация в Одессе. Возражений нет. Вот только гласности бы больше и прозрачности. Сейчас, к примеру, объявили Воронцовский дворец аварийным. Целая комиссия заседала. А злые языки поговаривают, что дело не в аварийности (у Дома пионеров просто фасад износился), а в желании группы бизнесменов взять историческое здание в аренду. Алгоритм действий очевиден: сперва объявляем здание аварийным, затем выселяем детские творческие коллективы, а потом сдаем дворец в аренду, например, под шикарный ресторан. Деньги городской казне нужны, и рестораны хорошие тоже не помешают, но ведь так можно всех детей в палатки переселить. Подобный процесс нынче идет и с помещением последней общественной городской бани.
       История с привлечением инвестиций в "Одесводоканал" нуждается в глубоком и детальном изучении. Много разговоров вокруг одной французской фирмы, которая изъявила желание вложить свои деньги. Дай-то Бог. Но скажите городу условия сделки. Давайте посмотрим, как эта французская фирма работала с водообеспечением в других странах. Чем это сотрудничество закончилось. Город не имеет права отдавать жизненно важную сферу с закрытыми глазами. Потом будет нелегко выпутываться.
       Еще одна тема: функционирование фонда по погашению муниципального займа. Кому-то погашают, кому-то нет, затем фонд в спешном порядке ликвидируют. При этом по городу ползут слухи, что средства из фонда тратились не только на погашение муниципальных облигаций. А на что еще? Почему нет гласности в этом вопросе? Ведь в свое время так много распространялись по поводу этого фонда и муниципального займа в целом. Почему замолчали?


       Одесса нуждается в системном обновлении. Управление городом можно и нужно кардинально реформировать, исходя из стратегии его развития. То есть нужно эту стратегию определить. Для этого в Одессе есть все: достаточное количество ученых и специалистов, позитивные исторические традиции и немало научных наработок (например, Хартия города Одесса, разработанная А.Мучником), думающий народ. Не хватает только политической воли "отцов" города, их желания (или умения?) работать на перспективу. Причем нынешняя власть уже вряд ли сможет осознать, что и ей самой как воздух нужно обновление. Остается надеяться, что сами одесситы сформируют власть, скорость которой будет совпадать со скоростью ХХI века.

       продолжение >>>

Григорий САДОВНИЧЕНКО
Сезон прошел - герой уже не тот!

Кучма заменит главу Антимонопольного комитета

Игорь СТОЛЯРОВ
«Реформы и порядок» - конференця в Одессе

Игорь РОЗОВ
"Оказалось, что свобода лишь для хапанья нужна..."

Владимир КУРЕННОЙ
Куда идет Одесса?

Игорь ХОТИН
Тень айсберга

Лидия ДЕНИСЕНКО
Алексей Костусев: о Гурвице, Пинчуке и других известных лицах

Игорь РОЗОВ
"...Производство царей из обкомовских секретарей?..."

Григорий САДОВНИЧЕНКО
Дестабилизация?!

Форум

вернуться
письмо

форум

Aport Ranker

Hosted by uCoz